Какие виды страхования применяются при морских перевозках?

10 Июн

В морском страховании, то есть страховании, связанном с мореплаванием, в частности и особенности, с отношениями по поводу морской перевозки, используются практически все известные виды страхования. Хотя все эти виды имеют определенную и достаточно значительную специфику, что позволяет выделять морское страхование в особый правовой институт. Морское страхование считается институтом, в первую очередь, морского права, хотя и общегражданские нормы могут применяться в этой сфере.

Морские перевозки подразделяются, главным образом, на перевозки пассажиров и грузов. В морских пассажирских перевозках специфика не столь значительна по сравнению с другими видами транспорта. В этих отношениях можно ограничиться замечанием о том, что пассажир подлежит обязательному личному страхованию при перевозках, причем страховая премия – страховой сбор входит в стоимость билета. Страхование, таким образом, осуществляется за счет пассажира, который становится застрахованным. Страхователем является перевозчик – субъект предпринимательской деятельности, заключающий соответствующий договор страхования со страховщиком, который несет обязанность возместить имущественный ущерб, вызванный смертью, повреждением здоровья в результате несчастного случая на транспорте. Личному страхованию подлежат и члены экипажа транспортного средства, в частности, морского судна.

При грузовых перевозках страхуется груз. Такое страхование принято называть «карго». Этот вид морского страхования, видимо, наиболее массовый. Страхователем является грузовладелец, то есть при отчуждении застрахованного груза (товара) на приобретателя переходят права и обязанности страхователя.

Следующим важнейшим предметом страхования является судно. Этот вид страхования так же, как и страхование груза, относится к категории страхования имущества. Такое страхование называется «каско» (“H&M” – Hull and Machinery) – страхование судна, машин и оборудования, причем при отчуждении судна договор страхования прекращается, за исключением случая отчуждения судна во время рейса, когда страхователь потребует сохранения действительности договора страхования и для нового собственника застрахованного судна. Страхование судна осуществляется не только его собственником, но и другими судовладельцами, в особенности, бербоут-чартерными фрахтователями.

Важным видом морского страхования является страхование ответственности судовладельца. Чаще всего такое страхование осуществляется на основе взаимного страхования в клубах P&I – Protection and Indemnity Clubs. Страхование мер защиты и возмещения убытков может производиться и страховыми компаниями, преследующими цель получения прибыли, а клубы взаимного страхования могут заниматься имущественным страхованием судов, их машин и оборудования.

Страхование фрахта – это страхование финансового (предпринимательского) риска. Фрахт страхует лицо, на риске которого он находится. Наиболее отчетливо это проявляется при страховании фрахта судовладельцем (перевозчиком, фрахтовщиком), когда по условиям договора морской перевозки груза уплата фрахта или его части лежит на обязанности грузополучателя.

Для морского страхования характерно страхование требований, которые обеспечиваются судном, грузом и фрахтом. В частности, это взносы по общей аварии, свойственные исключительно морскому страхованию.

Для морского страхования весьма характерно использование страхования грузов по генеральному полису, то есть страхование в упрощенном порядке крупными грузовладельцами (карго). Таким образом они страхуют грузы, которые получают или отправляют. Генеральный полис – это рамочный договор организационного характера, который упрощает отношения сторон страхового обязательства, а условия страхования каждой отправки (партии) груза могут оформляться окончательно особым договором страхования карго – полисом или сертификатом, который выдается страховщиком на основании информации, предоставленной страхователем-грузовладельцем.

Наконец, договоры перестрахования, предметом которых является риск страховщика, принятый на себя по договору страхования. Ведь возмещение убытков по договору страхования – это убытки страховщика (в отношениях перестрахования – перестрахователя, цедента), которые, в свою очередь, можно застраховать у другого страховщика (перестраховщика). Отношения перестрахования не являются специфическими для морского страхования, они широко распространены в страховом деле вообще. Однако их нельзя не упомянуть, когда речь идет о перестраховании рисков, связанных с мореплаванием, поскольку андеррайтеры в этом сегменте страхового рынка составляют довольно таки замкнутое сообщество.

Здесь только обозначены без описания подробностей основные виды страхования, которые используются на морском транспорте и более или менее характерны для транспортного страхования.

Автор: Артур Ницевич
Управляющий партнер “Международной юридической службы Interlegal”

Источник: http://cfts.org.ua/question?id=29